Дискуссионные методы

Методы эти известны с древности и были особенно популярны в средние века (диспут как форма поиска истины). Элементы дискус­сии (спора, столкновения позиций, преднамеренного заострения и даже преувеличения противоречий в обсуждаемом содержательном материале) могут быть использованы почти в любых организационных формах обучения, включая лекции. В лекциях-дискуссиях обыч­но выступают два преподавателя, защищающие принципиально раз­личные точки зрения на проблему, или один преподаватель, облада­ющий артистическим даром перевоплощения (в этом случае иногда используются маски, приемы изменения голоса и т. п.). Но чаще дис­кутируют не преподаватели между собой, а преподаватели и учащи­еся или учащиеся друг с другом. В последнем случае Дискуссионные методы желательно, чтобы участники дискуссии представляли определенные группы, что приводит в действие социально-психологические механизмы фор­мирования ценностно-ориентационного единства, коллективисти­ческой идентификации и др., которые усиливают или даже порож­дают новые мотивы деятельности.

Из перечисленных выше семи приемов активизации обучения здесь срабатывают, пожалуй, только первый и частично второй. Тем не менее есть достаточно много эмпирических свидетельств значи­тельного роста эффективности обучения при использовании груп­повой дискуссии. Так, в одном из первых экспериментов была пред­принята попытка изменить некоторые шаблоны поведения домохо­зяек. После очень убедительной лекции лишь три процента попыта­лись в дальнейшем прибегнуть к советам эксперта. В другой Дискуссионные методы группе после проведения дискуссии на эту же тему процент реализующих советы эксперта повысился до 32 [Емельянов Ю. Н. — 1985]. Важно, что дискуссии обычно имеют более сильные последействия в форме поисковой или познавательной активности за счет эмоционального толчка, получаемого в ходе дискуссии.

Предметом дискуссии могут быть не только содержательные про­блемы, но и нравственные, а также межличностные отношения са­мих участников группы. Результаты таких дискуссий (особенно когда создаются конкретные ситуации морального выбора) гораздо силь­нее модифицируют поведение человека, чем простое усвоение неко­торых моральных норм на уровне знания. Таким образом, дискус­сионные методы выступают в качестве средства не только обуче­ния, но Дискуссионные методы и воспитания, что особенно важно, так как инвентарь мето­дов воспитания еще более скуден. Принцип единства обучения и воспитания, казалось бы, предопределяет тесную взаимосвязь уров­ней нравственного и интеллектуального развития. Но оказалось, что параллельность или прямая связь этих линий развития имеет место только для среднего (и ниже) уровня интеллекта (вернее, ве­личин «коэффициента интеллектуальности»). Люди с высоким IQ могут иметь как высокий, так и низкий уровень моральной зрелости [там же].

Сензитивный тренинг (тренинг чувствительности)

Работа, проводимая в Т-группах, лучше всего описывается тер­мином «социально-психологическое обучение». В качестве подле­жащего усвоению содержания здесь выступают не предметные знания, а Дискуссионные методы знания о себе, других людях и законах групповой динам ки. Но гораздо большее значение, чем знания, приобретаемые ходе групповой работы, имеют эмоциональный опыт, навыки меж личностного общения, расширение сознания и, главное, усилени и удовлетворение мотивов личностного роста. И уже вторичн новые и более сильные мотивы активизируют познавательные пп0. цессы на всех уровнях, в том числе и при добывании предметного знания. Поэтому можно сказать, что данный вид тренинга опира­ется на второй из семи перечисленных выше приемов активиза­ции познания.



Интересно, что в сензитивном тренинге используется и прием характерный для проблемного обучения (см. ниже). Так, членам груп­пы предоставлена максимальная Дискуссионные методы самостоятельность, а основным средством стимуляции группового взаимодействия выступает факт изначального отсутствия какой-либо структуры в группе. Ведущий (их может быть и двое) сам является равноправным участником групповых процессов, а не организует их как бы извне. Он призван быть лишь катализатором процессов межличностного взаимодей­ствия. «Участники, оказавшиеся в социальном вакууме, вынуждены сами организовывать свои взаимодействия внутри группы... Соци­ально-психологическое обучение оказывается скорее результатом проб и ошибок участников группы, чем усвоения научных принци­пов, объясняющих межличностное поведение, которые излагает лек­тор, руководитель группы транзактного анализа или режиссер пси­ходрамы» [Емельянов Ю.Н. — 1985]. Тем не менее роль ведущего очень Дискуссионные методы важна — не навязывая заранее заготовленные сценарии, он может косвенно влиять на работу группы. Он может обратить вни­мание всех присутствующих на важность того или иного события в жизни группы, дать оценку направления, в котором движется груп­па, поддержать наиболее уязвимых участников, пока это не научат­ся делать другие члены группы, способствовать созданию общей ат­мосферы заботы, поддержки, эмоциональной открытости и доверия в группе.

Т-группы состоят из 6—15 человек разных профессий, возраста и пола; продолжительность занятий от 2 суток до 3 недель. Обрат­ная связь в группе осуществляется не только в ходе текущих взаи­модействий, но через процедуру «горячего кресла», находясь в ко­тором Дискуссионные методы каждый из участников прямо оценивается другим участни­ком Т-группы. Кроме метацелей личностного роста групповая ра­бота преследует и ряд более конкретных целей: глубокое самопо­знание за счет оценок себя со стороны других; повышение чувстви­тельности к групповому процессу, поведению других людей благо­даря более тонкому реагированию на интонации голоса, мимику, позы, запахи, касания и другие невербальные стимулы; понимание факторов, влияющих на групповую динамику; умение эффективно влиять на поведение группы и др. [Петровская Л. А. — 1982].

Сама сензитивность, формирующаяся в ходе работы в Т-группах, однородна по своей направленности. Американский психолог

Гсмитвыделяет следующие ее виды:

\ Наблюдательная сензитивность — способность наблюдать Дискуссионные методы че-нека, одновременно фиксировать все признаки, несущие инфор-яцию о другом человеке, и запоминать их.

N 1. Самонаблюдение — способность воспринимать свое поведение

как бы с позиции других людей.

3. Теоретическая сензитивность — способность использовать те­
оретические знания для предсказания чувств и действий других

людей.

4. Номотетическая сензитивность — чувствительность к
«обобщенному другому» — способность чувствовать и понимать
типичного представителя той или иной социальной группы, про­
фессии и т. п.

5. Противостоящая номотетической сензитивности идеографиче­
ская сензитивность — способность улавливать и понимать своеоб­
разие каждого конкретного человека.

Если теоретическую и номотетическую сензитивность можно раз­вивать в ходе лекционных и семинарских занятий, то для развития наблюдательной и идеографической сензитивности необходимо практическое участие в Дискуссионные методы групповом тренинге [Емельянов Ю. Н. —

1985].

Из сказанного ясно, что хотя описанные виды тренинга и не на­правлены на получение знаний из той или иной конкретно-научной области, но полученный в ходе занятий опыт может повысить эф­фективность любого обучения за счет изменения позиции обучаемо­го, повышения его активности и способности лучше взаимодейство­вать с другими учащимися и преподавателями.


documentadctqgf.html
documentadctxqn.html
documentadcufav.html
documentadcumld.html
documentadcutvl.html
Документ Дискуссионные методы