Социальные сдвиги в среде коллекционеров

Социальные сдвиги в среде коллекционеров

Заслуживает внимания вопрос о социальных сдвигах в период Просвещения. К. Помян, изучая количественные изменения в соотношении типов коллекций во Франции с конца XVII в., приводит такие факты. В списке коллекционеров Парижа, опубликованных Ж. Споном в 1983 г., 27 из их числа названы коллекционерами медалей.

В 1687 г. П. Бизо упоминает там же 29 «избранных персон», собирающих современные медали, а пять лет спустя Н. де Бленьи представляет список 121 «знаменитых любознательных, собирающих великолепные произведения». К концу XVII в. собиратели, медалей составляли от 1/4 до 1/3 парижских коллекционеров. Второе издание книги Бодло де Дерваля «О пользе путешествий» (1727) включало в себя список выявленных автором кабинетов. Из 43 кабинетов 29 содержали медали.

По подсчетам Социальные сдвиги в среде коллекционеров К. Помяна в 1700 – 1720 гг. 39% парижских коллекционеров интересовались либо исключительно медалями, либо собирали картины, эстампы, различные диковины. В 1720 – 1750-е гг.

По подсчетам К. Помяна в 1700 – 1720 годах 39% парижских коллекционеров интересовались либо исключительно медалями, либо собирали картины, эстампы, различные диковины. В 1720 – 1750-е годы медали представлены лишь в 21% кабинетов. Но уже в 1750 – 1780-е годы в Париже их было 39 или 8% от идентифицированных К. Помяном 467 кабинетов. Но основные из них были созданы еще в начале XVIII в.

Предметы естествознания – раковины, минералы, анатомические, ботанические и зоологические образцы, по подсчетам того же автора, представлены в 15% коллекций в 1720 – 1750-е гг. и 39% – в 1750 – 1790-е гг. Это результаты Социальные сдвиги в среде коллекционеров первого количественного анализа 723 парижских коллекций XVIII в. за исключением тех, которые состояли только из книг. Интерес к медалям вытеснялся интересом к естественнонаучным предметам.

К. Помян пришел к выводу, что между 1700 – 1720 гг. и 1750 – 1790 гг. количество кабинетов в Париже увеличилось со 149 до 467. За это время изменился социальный и профессиональный состав круга коллекционеров. До 1720 г. 26% коллекционеров были придворными, 15% – юристами, 12% – учеными и антикварами, 11% – духовными лицами, 11% – представителями мира искусств и 8% – банкирами. После 1750 г. придворные сохранили за собой первое место – 22%, но за ними следовали банкиры – 16%, люди из мира искусств – 12%, буржуа – 10%, ученые и антиквары – 9%. Среди коллекционеров явно повысилось количество банкиров и буржуа, в меньшей степени увеличилось количество художников Социальные сдвиги в среде коллекционеров, но уменьшилась численность юристов, священников, ученых и антикваров.

Художественный рынок

Художественный рынок можно охарактеризовать как такое место, в котором покупатель ищет возможность приобрести непосредственно или через посредника конкретное произведение искусства по эстетическим, знаточеским причинам или для вкладывания капитала или спекуляции. Его появление тесно связано с возникновением коллекционирования. Распространение коллекционирования со времен Возрождения вызвало соответствующий рост количества торговцев художественными и другими предметами, в которых нуждались коллекционеры (сегодня таких торговцев назвали бы «арт-дилерами»). Торговцами предметами для коллекционирования часто становились сами художники. Эти торговцы активно разыскивали художников-коллекционеров и предлагали им продать те или иные предметы для коллекционирования за определенную цену Социальные сдвиги в среде коллекционеров.



Роль торговцев коллекционными предметами укрепилась в XVI столетии с возникновением отличия художника от обыкновенного ремесленника, а также концепции шедевра, то есть образцово выполненного произведения, высшего достижения искусства и мастерства. Требования, предъявляемые к совершенным образцам искусства, и развитие антикваризма в XVII – XVIII вв. укрепили позиции торговцев художественными произведениями как арбитров вкуса. Положение торговцев предметами для коллекционирования усилилось и в связи с собиранием и распродажами в этот период больших коллекций.

В период Просвещения коллекционирование стало все больше распространяться среди буржуазии, вследствие чего художественный рынок расширился. Признанным центром художественного рынка и вывоза в другие города и страны произведений искусства долгое время Социальные сдвиги в среде коллекционеров была Флоренция, из которой вывозились многочисленные произведения искусства для коллекционирования.

Медичи для повышения собственного престижа, а также престижа Флоренции дарили такие предметы дипломатам и правителям. При первом великом герцоге тосканском Козимо I Медичи были построены новые ремесленные мастерские в саду Сан-Марко, которые были перемещены архитектором Б. Буонталенти во дворец Уффици.

В 1601 г. великий герцог тосканский Фердинандо I запретил вывоз из Флоренции произведений восемнадцати выдающихся мастеров кисти, а вскоре дополнил этот список другими авторами. Еще до этого его предшественник по престолу Франческо I организовал специальную мастерскую под руководством главного хранителя коллекций правителя Тосканы Якопо Лигоцци. Мастерская изготавливала копии картин из коллекций Социальные сдвиги в среде коллекционеров Медичи для любителей искусства и в качестве подарков при ведении дипломатических переговоров. При Фердинандо I эти мастерские увеличились в размерах.

Из переписки XVI – XVII вв. агентов, приобретавших предметы для коллекций герцогского двора Гонзаг в Мантуе, опубликованной в 1913 г., становится известным, насколько затруднительным было во Флоренции приобрести оригинальные художественные произведения и насколько в связи с этим процветали производство копий (особенно в мастерских Медичи) и торговля ими.

Таким образом, Флоренция, которая в XVI в. утратила свое первоначальное ведущее значение в художественной жизни Италии, в XVII в. осталась центром антикварной, коллекционерской и музейной жизни Европы.

Однако в это время Фландрия Социальные сдвиги в среде коллекционеров и Голландия становятся серьезными соперниками Флоренции в художественных новшествах и их производстве, а также на художественном рынке. Постепенно Амстердам потеснил в этом отношении ранее процветавший Антверпен. Если в XVI столетии на художественном рынке существовал конфликт между высокими ценами и оценкой произведений покойных мастеров в ущерб произведениям живущих художников, то в XVII в. это положение стало постепенно изменяться в пользу вторых. Картины и гравюры современных мастеров широко распродавались в лавках торговцев предметами искусства в Голландии. Здесь же появилась система так называемых «голландских» аукционов. Согласно этой системе первоначально устанавливалась высо­кая цена за продаваемый предмет, а затем лицо, проводившее аукцион, снижало цену на Социальные сдвиги в среде коллекционеров предмет в соответствии с поступающими предложениями. Позже от этой системы отказались.

Во Франции второй половины XVIII в. художественный рынок рассматривался как составная часть торговой и дипломатической стратегии генерального контролера (министра) финансов Жана Батиста Кольбера. Ж. Б. Кольбер добивался роста государственных доходов созданием крупных мануфактур, увеличением вывоза и сокращением ввоза промышленных изделий, в том числе и художественных предметов. С этой целью были созданы Гобелены – королевская мануфактура домашней обстановки королевского двора, где изготовлялась мебель, серебряная посуда и ковры для дворцов короля и для продажи парижским торговцам предметами роскоши, так называемым «маршан-мерсье». «Маршан-мерсье» работали с французскими и иностранными клиентами и выступали Социальные сдвиги в среде коллекционеров в роли продавцов и поставщиков художественных изделий и других предметов роскоши, а также в роли субподрядчиков.

Собственно говоря, «маршан-мерсье» – это название представителей одного из подразделений третьей из шести торговых гильдий Парижа (ее 13-го класса), и слово это с французского языка непереводимо. Так называли тех торговцев предметами роскоши, которые, в отличие от. «маршан-аматёров», совмещали торговлю такими предметами с их коллекционированием. Происходит словосочетание «маршан-мерсье» от слова «мерсье» (первоначально «торговец предметами из текстиля») и «продавец ювелирных изделий» («маршан»). 13-му классу 3-й гильдии парижских торговцев разрешалось продавать не только картины и гравюры, но и предметы мебели, осветительные приборы Социальные сдвиги в среде коллекционеров, изделия из бронзы, мрамора, часы. Несмотря на цеховые ограничения товаров, которые эта группа торговцев могла продавать, в практике она расширяла репертуар товаров для торговли. Большинство лавок «маршан-мерсье» располагалось на парижской улице Рю Сент-Онорэ, а Париж стал центром европейского художественного рынка.

«Маршан-мерсье» торговали не только предметами, которые производили художники и ремесленники европейских стран, но и предметами, привозимыми из-за океана. С середины XVIII в. стали приобретать популярность товары из Англии, через Нидерланды ввозились изделия из лака и фарфора с Дальнего Востока. Практиковался завоз художественных и других предметов с Ближнего и Среднего Востока, преимущественно через Венецию. Некоторые «маршан-мерсье» торговали Социальные сдвиги в среде коллекционеров вещами не только из мастерских, но и из коллекций, действуя таким образом как современные антиквары.

В дневнике 1748 – 1758 гг. «маршан-мерсье» при королевском дворе в Париже Л. Дюво описывает качество и репертуар произведений изобразительного и прикладного искусства, которыми это лицо торговало. «Маршан-мерсье» представляли новые формы и вкусы на художественном рынке. Так, например, они вводили новые образцы предметов прикладного искусства как для употребления в быту, так и для коллекционирования. В числе таких предметов были комбинированные из различного рода материалов «этюи» – ящички для хранения предметов небольших размеров, табакерки из золота, черепахового панциря и резных камней, которые изготавливались ювелирами по Социальные сдвиги в среде коллекционеров заказам «маршан-мерсье». «Маршан-мерсье» Доминик Дагерр ввел новую форму аппликации мебели фарфором.

Художественный рынок в XVIII в. становился все более международным в связи с участившейся практикой «гран-туров». Профессиональные «чичероне» (экскурсоводы по Италии) совмещали свое занятие с посредничеством и продажей предметов искусства и туристам, и коллекционерам, делавшим заочные заказы.

Так, например, поступали жившие в Италии англичане Джеймс Байрс и Джозеф Смит (известный по прозвищу «Консул Смит», так как он занимал пост консула Великобритании в Венеции). Они выступали в качестве посредников при продаже венецианскими художниками Каналетто, Дж А. Пеллегрини и С. Риччи и британскими клиентами. Художественная коллекция Дж Социальные сдвиги в среде коллекционеров. Смита, была приобретена британским королем Георгом III. Проживавший в Риме немецкий барон Филипп фон Штош сочетал роль «чичероне», коллекционера гемм и одновременно шпиона Георга III при эмигрантском дворе претендента на британский престол Якова Стюарта.

С середины XVIII в. аукционные распродажи предметов искусства в Лондоне получили организационное оформление в виде фирм. Фирма Сотби была основана Сэмюэлом Бейкером в 1745 г. Другая фирма «Кристи, Мэнсон и Вудс», основанная в 1766 г. Джеймсом Кристи, также вела распродажи художественных произведений. Обе фирмы, судя по их торговым оборотам, к концу XVIII в. вели распродажу двух третей всех художественных предметов мира.

Расширение международного художественного рынка стало особенно очевидным с Социальные сдвиги в среде коллекционеров приобретением на аукционных распродажах ряда коллекций по поручению Екатерины II для ее Эрмитажного собрания, и, в том числе, с покупкой в Англии в 1779 г. коллекции, созданной политическим деятелем Робертом Уолполом у его сына Хорэса Уолпола . Переговоры об этой покупке велись через фирму Кристи, они вызвали в Великобритании общественный резонанс и побудили политического деятеля Джона Уилкса выступить с оставшимся безуспешным предложением сделать эту коллекцию основой Британской национальной галереи в дополнение к незадолго до того открытому Британскому музею в Лондоне.

Следующим этапом в развитии общеевропейского художественного рынка было заполнение его художественными предметами в результате глубоких социальных перемен в континентальной Социальные сдвиги в среде коллекционеров Европе в теской связи с Французской революцией и последующими войнами.


documentadcjrjl.html
documentadcjytt.html
documentadckgeb.html
documentadcknoj.html
documentadckuyr.html
Документ Социальные сдвиги в среде коллекционеров