Аристотель. Афинская Полития. 20-22

20. После низвержения тирании началась распря между Исагором, сыном Тисандра, другом тиранов, и Клисфеном, происходившим из рода Алкмеонидов. Побеждаемый гете­риями, Клисфен привлек на свою сторону народ, обещая предоставить народной массе политические права. (2) Тогда Исагор, видя ослабление своих сил, снова пригласил Клеомена, который был с ним в отношениях гостеприимства, и убедил его принять участие в «изгнании скверны» под тем предлогом, что Алкмеониды считались принадлежавшими к числу оскверненных.

(3) Клисфен ввиду этого тайно удалился, а Клеомен, при­дя с небольшим отрядом, начал изгонять из города под видом очищения от скверны семьсот афинских семейств. Приведя это в исполнение, он пытался низложить Совет и Аристотель. Афинская Полития. 20-22 отдать город под власть Исагора и трехсот его привержен­цев. Однако Совет оказал сопротивление, и собрался на­род. Тогда сторонники Клеомена и Исагора убежали на Акро­поль, а народ, обложив их там, осаждал в течение двух дней; на третий день отпустили Клеомена и всех бывших с ним, обеспечив им свободный выход, а Клисфена и остальных из­гнанников призвали обратно.

(4) Когда народ взял в свои руки управление, Клисфен стал вождем и простатом народа. Это произошло потому, что чуть ли не главными виновниками изгнания тиранов были Алкмеониды и они же большей частью вели непрестанную политическую борьбу. (5) Но еще раньше Алкмеонидов пы­тался вести борьбу Аристотель. Афинская Полития. 20-22 с тиранами Кедон. Поэтому-то в честь его и пели в сколиях:

И за Кедона налей, виночерпий: всегда его помни,

Если за добрых мужей очередь кубок налить.

21. Так вот по этим-то причинам народ и верил Клисфену. И тут, находясь во главе народной партии, на четвертом году после низвержения тиранов при архонте Исагоре (2) он начал с того, что распределил всех граждан между де­сятью филами вместо четырёх. Он хотел смешать их, чтобы большее число людей получило возможность участия в делах государства. Отсюда и пошло выражение: «не считаться фи­лами» - в ответ тем, кто хочет исследовать происхожде­ние.

(3) Затем он Аристотель. Афинская Полития. 20-22 установил Совет пятисот вместо четырехсот, по пятидесяти из каждой филы, а до тех пор было по сто. Разделил же он не на двенадцать фил из того соображения, чтобы это деление не совпадало с существовавшим ранее делением на триттии; именно в четырех филах было двена­дцать триттий, так что в этом случае не удалось бы смешать народ.

(4) Кроме того, Клисфен разделил и страну по демам на тридцать частей: десять взял из демов пригородных, десять - из демов прибрежной полосы, десять—из демов внутренней полосы. Назвав эти части триттиями, в каждую филу он назначил по жребию три триттии, так Аристотель. Афинская Полития. 20-22 чтобы в состав каждой филы входили части из всех этих областей.[59] Далее, он заставил считаться демотами жителей каждого из демов, чтобы люди не выделяли новых граждан, называя их по отчеству, но чтобы публично называли по имени демов. Вот отчего афиняне и называют себя по именам демов.[60] (5) Учредил он и должность демархов, которые имеют те же обязанности, что прежние навкрары, так как демы он образовал вместо навкрарий. Что касается названий, то некоторым из демов он дал их по местечкам, некоторым - по основателям, так как уже не все демы связаны были с местами.[61] (6) Роды же, фратрии и жречества он предоставил всем Аристотель. Афинская Полития. 20-22 иметь по отеческим заветам. Филам он дал в качестве эпо­нимов из ста предварительно намеченных архагетов десяте­рых, которых изрекла пифия.



22. В результате этих изменений государственный строй стал более демократичным, чем солоновский. Это и понятно: законы Солона упразднила тирания, оставляя их без применения; между тем, издавая другие новые законы, Клисфен имел в виду интересы народа. В их числе издан был и закон об остракизме.

Остракизм


documentadcvbft.html
documentadcviqb.html
documentadcvqaj.html
documentadcvxkr.html
documentadcweuz.html
Документ Аристотель. Афинская Полития. 20-22